ГУ « Нововладимировская средняя школа»
ДОКЛАД
Тема
«Использование ИКТ как технические средства обучения на уроках географии».
Подготовила
учитель географии:
Кемина О.Н
Цели:
*Развивать интерес к новым информационным технологиям в образовании.
*Развивать творческие способности учащихся:
*Научить применять географические знания в повседневной жизни;
*Научить устанавливать связи в системе географических знаний.
*Способствовать воспитанию географической культуры личности на основе
формирования у учащихся компетенций по курсу «География».
Задачи:
* Овладение системой теоретических и прикладных географических знаний,
необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе, на идеях устойчивого
развития и формирования географической картины мира;
*Усвоение методов научного познания (картографического, статистического,
сравнительно-географического, наглядного, геосистемного).
*Формирование готовности к изучению и практическому решению лично- и
социально значимых географических задач; созидательной деятельности на
региональном и локальном уровнях.
Актуальность:
*Одним из направлений модернизации системы географического образования
является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
*Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами
принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
*Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не
только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые
возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных
программ:
- учебные
- тренажеры
- контролирующие
- демонстрационные
- справочно-информационные
- мультимедиа-учебники.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой
объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух
книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все
знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с
каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и
современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество
различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и
журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество
используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной
информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже
осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Темой самообразования я выбрала «Информационно-коммуникационные технологии
на уроках географии». Использование информационных технологий,
интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации
и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации
школьника. Как учитель географии использую интерактивные
презентации, электронные немые и контурные карты
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными
обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в
доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые
позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое
явление с комментарием диктора.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу
POWER POINT.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также
на отдельных этапах учебной деятельности.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе
обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный
интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий
создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А
сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и
т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной
деятельностью школьников.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не
так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам
географии:
·
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 – 10 класс
·
Интерактивные наглядные пособия и др.
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который
позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение
и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное
мышление, формируют географические представления. Элементы анимации позволяют
смоделировать на экране географические процессы и явления.
Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и
явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса
формирования новых географических знаний.
Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С
одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты,
т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с
использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них
появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам —
возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную
карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая
картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной
зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и
ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о
чем в данный момент рассказывает учитель.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и
увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций,
видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых
словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности
школьников.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на
уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий,
творческих заданий, при контроле знаний и умений.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в
доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые
позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое
явление с комментарием диктора.
Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический
материал.
На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты,
кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют
осуществить контроль над усвоением изученного материала.
На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в
сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего
урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Вывод:
*Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не
только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые
возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию.
*Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе
должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют
научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов,
но и на компьютере в виде презентаций.
*Следует сказать, что современные информационные технологии требуют
формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной
умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную
информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями
получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью
логических операций и применять в реальных ситуациях.