Актуальность
темы обусловлена ее социальной и психолого-педагогической значимостью, она
определяется тем, что преодоление социальной исключенности уязвимой категории
детей, является важнейшим фактором формирования социально-устойчивой личности в
современных условиях, поскольку определяет формирование ценностных ориентаций
обучающихся, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, развитие чувства
эмпатии, готовность человека к созидательному труду, взаимодействие с
окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей.
Все
дети названной категории зачастую находятся в трудной жизненной ситуации,
многие практически с рождения.
Для
этих детей характерны:
-
устоявшиеся стереотипы поведения
-
неуверенность в себе, неадекватная самооценка
-
тенденция к иждивенчеству
-
инфантильность в решении социальных вопросов
-
отсутствие чувства защищенности и доверия к взрослым
-
протестное поведение от депрессивного состояния до агрессии и жестокости.
Помимо
сиротства, многие наши дети также являются:
-
детьми – инвалидами
-
детьми, имеющими недостатки в психическом и/или физическом развитии
-
детьми с отклонениями в поведении.
Некоторые
дети пережили тяжелейшие травмы, о
которых они стараются никому не рассказывать, стараются забыть, поэтому рекомендуется классным руководителям, у
которых есть обучающиеся из данной категории детей, ознакомиться поближе с их
личными делами, для того, чтобы вникнуть в суть проблемы. Зачастую
обстоятельства жизни ребят складывались таким образом, что отсутствовала
возможность удовлетворения самых насущных, базовых потребностей. Переход от
периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты.
Государство
берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение,
воспитание, обеспечение детей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая
жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не
готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, к учебе,
сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи
и воспитания детей.
Социально-психологическая
служба старается оказать различные виды помощи нуждающимся детям:
– социально-правовую;
– социально-психологическую;
– социально-информационную;
– духовно-просветительскую.
В
Национальной стратегии названы основные проблемы в сфере детства, в частности
«Социальная исключенность уязвимых категорий граждан, к которым относятся
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети,
находящиеся в социально опасном положении».
-
«Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Должны создаваться условия
для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его
образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в
социально позитивных видах деятельности»;
- «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе
государства» - ккатегории детей, нуждающихся в особой заботе государства,
относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и
ВИЧ-инфицированных детей.
Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется
на принципе недискриминации»;
- «Во
всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям,
относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы
работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и
способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».
Правильно
организованная работа коллектива предполагает ориентацию на личность,
индивидуальность, комплексную социальную помощь в решении личностных проблем и,
самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа
всегда должна быть направлена на конкретного ребенка, на решение его
индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и
развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения в
целях преодоления социальной исключенности.